Принципиальные изменения в законодательном регулировании сферы государственных закупок в России
С 1 января текущего года вступил в полную силу новый ФЗ РФ под номером 44, утвержденный еще 05.04.2013 года. Он заменил прежний нормативный акт (всем известный Федеральный закон № 94), являвшийся основой для участников государственных закупок.
Чтобы оценить важные моменты и измененные требования, необходимо тщательно проанализировать все положения документа и сравнить их с содержанием предыдущего ФЗ.
В результате такого сравнения становится очевидно, что в новом законе есть целый ряд процессуальных отличий:
- Предполагается введение в процесс нескольких институтов по общественному контролю и для содействия проведению закупок на всех этапах (служба заказчиков).
- Произошло смещение акцентов с закрытого типа ведения конкурса на открытый вариант. Кроме того, предлагаются и новые способы, среди которых двухэтапные конкурсы, запрос предложений, конкурс с ограничениями для участников.
- Появилась возможность осуществлять планирование, имеющее долгосрочный характер. Ранее такая перспектива была недоступна.
- Вводится в действие условие по применению усовершенствованного варианта цифровой подписи с более высоким уровнем безопасности.
- Подача заявок строго регламентирована и будет осуществляться в электронном формате посредством единой информационной системы.
- Комиссию по проведению закупок планируется формировать теперь с учетом дополнительных критериев.
- В закон вошли положения, позволяющие предотвратить демпинг со стороны участников. Так, при предложении цены, которая ниже изначально установленной в контракте на четверть или более, прописано обязательство представить подробный отчет с ее обоснованием.
- Предложено проводить аудит итогов выполнения контрактов, который в старом законе предусмотрен не был.
- Внесены дополнения в процедуру расторжения договоров или изменения их условий. Предусмотрена возможность для заказчика сделать это в одностороннем порядке без решения суда или согласия другой стороны, но при соблюдении определенных правил.
- Конкретизированы меры ответственности заказчиков при исполнении контрактов.
- Открыт доступ к информации о государственных закупках без всяких ограничений. По закону, действовавшему до сих пор, многие моменты были скрыты от заинтересованных лиц.
Обзор других изменений в обновленной версии закона
В условия и требования, касающиеся сроков различных этапов и процедур при организации торгов, также внесены некоторые корректировки. В зависимости от максимально допустимой цены заявок внесены следующие уточнения:
- До 3 миллионов рублей (так называемые короткие аукционы):
- произошло «смягчение» предельного срока, в течение которого заказчикам разрешается делать правки в выставленных документах. Теперь это можно сделать максимум за 2 дня (раньше было не позднее 5 дней) до момента окончания подачи заявок;
- период рассмотрения заявок во второй их части, наоборот, сокращен с 4 до 3 дней.
- Свыше 3 миллионов рублей (т. н. длинные аукционы):
- продлены сроки для отмены торгов. По старому закону уже за 10 дней до дня окончания принятия заявок эта возможность становилась недоступна, сейчас – только за 5 дней;
- условия внесения изменений аналогичны условиям коротких аукционов;
- извещение о начале торгов обязательно должно быть опубликовано не позднее 15 дней до указанного момента (прежние требования ограничивали этот срок 20 днями);
- право увеличить период для подачи заявок предоставляется только в том случае, если до даты окончания их приема остается не меньше 7 дней (в прежней версии закона – 15 дней);
- как и по коротким аукционам, сокращено время, отведенное на рассмотрение вторых частей имеющихся заявок, с 6 до 3 дней.
Кроме перечисленных различий, закон 44-ФЗ содержит и другие изменения, которые призваны усилить контроль всех процедур как со стороны уполномоченных органов, так и любых заинтересованных лиц.